10 % используемой части мозга. Заявляем: миф!

Большинство из нас хотели бы задействовать свой мозг на максимум. Только представьте, что вам достаточно услышать несколько слов на иностранном языке, и вы уже в совершенстве им владеете. Или попробуйте понять, что за несколько секунд вы овладели целый том научного труда. Интересно, правда? Все это лежит в основе мифа о неиспользовании нашего мозга.

 


Действительно ли мы используем только 10% своего мозга?

Фильмы, такие как  "Области тьмы" с Брэдли Купером и "Люси" со Скарлетт Йоханссондают намзадуматься над этим вопросом.   

Почему миф? Потому что в наше время существует уже достаточное количество исследований ученых, работавших над этой темой и пришли к выводу, что это не является правдой. Большая часть нашего мозга просто не может быть пассивной, ведь даже во время сна она работает. Таким образом, получается, что главная героиня ленты "Люси" нам врала.  Нейробиолог Барри Гордон обнаружил, что все части мозга активны почти постоянно. Он привел доводы, почему этот миф просто смешным. Коротко их можно свести к следующим утверждениям:

 

 

Если 90% нашего мозга не используются, то почему же даже маленькое его повреждение может оказаться фатальным? 

Все возможные на наше время сканирования,а именно МРТ и ПЭТ показали, что мозг активен в течение всей нашей жизни и только в случае сильных повреждений появляются так называемые глухие зоны.

Также ученый утверждает, что наш мозг делится на отделы, которые выполняют определенную функцию. На определение каждого отдела было потрачено много лет и отделов, которые не выполняли свои функции, не было обнаружено.

Да, мы действительно можем постоянно развивать наш мозг разными упражнениями, но не до таких возможностей, как мы можем видеть в произведениях современной культуры.

В 152 эпизоде передачи “Разрушители мифов” ведущие использовали магнитно-энцефалграфию и магнитно-резонансную томографию и установили, что подопытный, решающий сложную задачу, использует гораздо больше, чем 10% своего мозга. Как следствие, миф был признан разрушенным.

 

Так как появились эти мифические 10%?


В 1890 году американский психолог Уильям Джеймс испытывал свою теорию развития ребенка на примере Уильяма Сидис, который имел уровень IQ величины 250-300 и который утверждал, что люди не используют свой мозг на максимум. А в 1936 году в предисловии книги Дейла Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей" американский писатель Лоуэлл Томас написал: "Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют лишь 10% своих возможностей мозга". И частично этот миф связывают с хорошо известном на весь мир физику Альберту Эйнштейну, ведь говорят, что он был гением благодаря тому, что использовал больший потенциал своего мозга. Но не существует ни одного официального подтверждения этим словам.

 Но даже если бы миф был правдой, пока человечество не готово воспринять такие возможности мозга, которые мы можем наблюдать сегодня в фильмах. В мире начался бы настоящий хаос.

 

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.


Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.